Взыскание алиментов

 

Усыновление, опека, попечительство

 

Разъяснения по определению места жительства ребёнка и определению порядка общения ребёнка с родителем, проживающим отдельно

 

 

Взыскание алиментов

 

Что делать, если родитель ребёнка не выплачивает алименты?

Имеет ли мать ребёнка право на алименты, если в период расторжения брака женщина была беременна?

Как доказать настоящую зарплату бывшего супруга, чтобы получать нормальные алименты?

Что делать если бывшему супругу задерживают зарплату и по этой причине Вы не получаете алименты?

Можно ли получать алименты, находясь в законном браке?

Что делать, если бывший супруг объявлен в розыск и алименты не выплачиваются уже более 5 лет?


 


Что делать, если родитель ребёнка не выплачивает алименты?

 

В России финансовые взаимоотношения между ребёнком и его родителями регулируется, главным образом, семейным законодательством. Основной его документ – Семейный Кодекс. В нём закреплено, что родители обязаны содержать ребенка (ст. 80 СК РФ). При этом оба, отец и мать, имеют равные обязанности и несут одинаковую ответственность за их неисполнение. В случае если родитель не желает добровольно исполнять родительский долг, то к нему применяется принудительное материальное взыскание. По решению суда устанавливаются алименты, которые он должен перечислять для содержания ребёнка.

Если судом уже было вынесено решение о взыскании алиментов с родителя в связи с тем, что добровольно он их не выплачивает, необходимо предъявить исполнительный лист для принудительного взыскания алиментов в территориальную службу судебных приставов. Если это действие не выполнено, то до конца право на принудительное взыскание алиментов реализовано не будет.

Если же исполнительный лист приставам направлялся, а деньги всё равно не поступают, то необходимо применять меры по взысканию задолженности по алиментам. Фактическую реализацию этого взыскания проводит тоже судебный пристав, поэтому начинать необходимо с обращения в отдел Федеральной службы судебных приставов по месту жительства должника.

 

1.     Попросите рассчитать сумму задолженности. Судебный пристав проводит расчет на базе норм ст. 113 СК РФ. Учитывается доход плательщика, а при отсутствии занятости – размер средней зарплаты в России.

2.     Далее пристав обязан взыскать деньги принудительно из источников дохода должника.

3.     Если источник дохода не выявлен, то взыскание задолженности по алиментам обращается приставами на имущество должника – оно может быть описано и принудительно продано без его согласия.

Помимо мер исполнительного производства к должнику можно применить другие санкции:

  • лишение родительских прав;
  • лишение права на управление транспортным средством;
  • запрет на выезд за пределы Российской Федерации;
  • уплату неустойки по просроченным алиментным выплатам;
  • привлечение к административной и уголовной ответственности.

 

Лишение родительских прав за злостное уклонение от уплаты алиментов - достаточно распространенная мера воздействия. При этом алиментные обязанности у отца не прекращаются. Ограничиваются лишь права родителя, в отношении ребёнка (ст. 71 СК РФ). Порой достаточно одного только обращения в суд, чтобы должник осознал свою вину, погасил задолженность и далее выплачивал алименты в срок.

 

Лишение права на управление транспортным средством.

 

15 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 28 ноября 2015 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» введена ст. 67.1 «Временные ограничения на пользование должником специальным правом».

Статья 67.1 позволяет судебным приставам-исполнителям выносить постановления должникам об ограничении права на управление транспортным средством.

Санкции, предусмотренные ст. 67.1 являются очень эффективными, поскольку для многих людей автомобиль является важным атрибутом жизни.

Однако, в соответствии со статьёй, ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае:

- если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;

- если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;

- если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;

- если сумма задолженности по исполнительному документу не превышает 10 000 рублей;

- если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

 

Запрет на выезд за пределы Российской Федерации

 

Эффективным стимулом для нерадивых родителей к погашению задолженности перед собственными детьми остается перспектива попасть в список невыездных за границу. Всего судебными приставами Ленинградской области в 2016 году было вынесено 6,3 тыс. постановлений о временном ограничении на выезд должников по алиментам из Российской Федерации. В результате применения данной меры в пользу детей взыскано свыше 173372 тыс. рублей в рамках 2603 исполнительных производств.

 

Взыскание неустойки - тоже действенный метод. При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.
(ст. 115 СК РФ).

 

Административная ответственность 

 

На основании ст. 17.14 КоАП РФ после вынесения решения суда о взыскании алиментов судебные приставы контролируют процесс уплаты алиментов, а поэтому в случае уклонения от них должны оперативно реагировать на это на основании вышеуказанной статьи.

Оперативность заключается в том, что судебные приставы имеют право привлекать к административной ответственности, не дожидаясь утверждения и согласования их решения с другими правоохранительными органами.

Состав правонарушения считается доказанным, если поведение должника проявилось в следующем:

  • невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя;
  • предоставлении недостоверных сведений о своих правах на имущество;
  • несообщении о смене места работы, учебы, жительства, получения пенсии.

Если было совершено хотя бы одно из этих действий, значит есть основание применить ст. 17.14 КоАП. Наказанием в таком случае выступит административный штраф в размере от 1000 до 2 500 рублей.

Для привлечения к административной ответственности не нужно доказывать «злостность». Если хотя бы разово было совершено одно из перечисленных выше действий, то судебный пристав имеет право отреагировать путем наложения штрафа.

Если никакой реакции от нарушителя не последует, то можно задействовать ст. 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания». Она предусматривает следующие виды и сроки наказания:

  • штраф в двукратном размере первоначально назначенного штрафа;
  • административный арест до 15 суток;
  • обязательные работы от 20 до 50 часов.

Эта статья имеет более неприятные последствия для должника. Но она может применяться только с условием, что до этого уже было назначено какое-либо административное наказание (в нашем случае – штраф по ст. 17.14).

15.07.2016 в Кодексе об административных правонарушениях появилась новая статья 5.35.1 «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей». С 15 июля 2016 года в соответствии с новым законодательством должностными лицами УФССП по Ленинградской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.35.1 КоАП РФ, 515 должников по алиментным обязательствам.

 

Уголовная ответственность – крайняя мера. Привлечь должника к уголовной ответственности будет возможно только при условии, что ранее он подвергался административному наказанию за неуплату средств на содержание детей. По ст. 157 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на один год. Но к такой мере судьи прибегают редко, чаще выносятся приговоры с наказанием в виде исправительных и обязательных работ.

 

В УФССП по Ленинградской области в 2018 году было возбуждено 7261 исполнительное производство по алиментам, что на 64 больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Остаток исполнительных производств данной категории на 01.01.2019 составлял 10907, из которых в рамках 5197 производств направлены документы на удержание алиментов из доходов должников.

Общая задолженность по алиментам на 1 января 2019 года составляла 1 129 272 000 рублей, при этом остаток задолженности по исполнительным производствам, в рамках которых копии исполнительных документов направлены на удержание из доходов должников, составляет 635 147 тыс. рублей.

Добровольно осуществляются выплаты только по 2491 исполнительному производству. Из них без задолженности – 329. с сокращающейся суммой задолженности – 487. По 1675 исполнительным производствам должниками осуществляются незначительные выплаты меньше установленного размера алиментов и без погашения задолженности.

Наиболее проблемным является взыскание алиментов с асоциальных, постоянно неработающих элементов, не имеющих какого-либо существенного имущества. Необходимо применять к таким лицам уголовную ответственность и обязательные работы.

В 2018 году наказание «обязательные работы» применялось в рамках административной ответственности в отношении должников 826 раз, однако в основном, это наказание назначается условно, то есть фактически не исполняется.

За истекший период службой судебных приставов заведено 1230 розыскных дел (+ 189 к АППГ).

В суды судебными приставами было направлено 17 заявлений о признании должников по алиментам безвестно отсутствующими, из них рассмотрено 5 и только одно – положительно.

За 12 месяцев 2018 года было возбуждено 373 уголовных дела по ст. 157 УК, из них рассмотрено 296 с вынесением обвинительного приговора. Однако судами преимущественно назначается наказание «обязательные работы» с выплатами 5% в доход государства условно, так же, как при административной ответственности. 

 

Если Вы полагаете, что невыплата алиментов напрямую связана с бездействием службы судебных приставов, то вы должны знать следующее.

Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в соответствии с порядком, определенным главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи  права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Это же право закреплено в части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Срок подачи жалобы

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

 

Подача жалобы в порядке подчиненности

1.     Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

2.     Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

3.     Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.

4.     Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

5.     Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

6.     В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

7.     Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

 

Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности

1.    Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

2.     В жалобе должны быть указаны:

– должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

– фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

– основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

– требования лица, подавшего жалобу.

3.     Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.

 

Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности

1.     Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

2.     Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

 

Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

1.     Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

2.     Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

 

Кроме того, нужно знать, что надзор за исполнением законов судебными приставами осуществляет прокуратура, а ведомственный контроль за деятельностью судебных приставов осуществляется Министром юстиции РФ, начальником органов юстиции субъектов РФ.

 

Имеет ли мать ребёнка право на алименты, если в период расторжения брака женщина была беременна?

 

Статья 89 СК РФ гласит, что оба супруга должны оказывать материальную помощь друг другу. При этом закон защищает права беременной женщины даже после развода. Для получения алиментов от бывшей жены требуется соблюдение следующих условий:

  • быть беременной общим ребенком;
  • состоять в браке или разводе;
  • не оформить новый брак.

Таким образом, женщина, будучи беременной от бывшего супруга, имеете полное право обратиться в суд с иском о назначении вам алиментов. Закон не устанавливает ограничений по сроку беременности. Дополнительно заметим, что такое же право бывшая жена имеет и на получение алиментов в течение периода ухода за ребенком. Стандарт - до 3 лет, в случае ухода за ребенком-инвалидом – до совершеннолетия.

Обязанность платить алименты бывшей жене возникает у супруга не по умолчанию, а вследствие её обращения в суд. Подача иска осуществляется в тот мировой суд, в чьем ведении находится регион проживания ответчика, то есть бывшего мужа. Закон допускает подачу иска по месту проживания бывшей жены, если в силу обстоятельств (например, состояния здоровья) она не может прибыть на заседание в регион проживания ответчика.

Исковое заявление должно состоять из самого иска и пакета документов, подтверждающих ваши требования. Для расчета размера алиментов вам необходимо предоставить подтверждения доходов ответчика. Это важно, так как судья не сможет назначить желаемую вами сумму алиментов, если не будет доказано, что бывший муж в состоянии ее платить. Перед составлением иска рекомендуем обратиться к юристу, ведь от правильности изложения исковых требований зависит исход дела.

Законодательно установлено, что размер алиментов на бывшую жену не должен ухудшать материальное положение ребенка. Обычно назначают выплату алиментов в твердой сумме, но бывают и процентные варианты. Максимум, который может быть назначен, следует рассчитывать исходя из размера отчислений на ребенка. То есть, если на ребенка отец будет платить 25% своего дохода, то на его мать – 12,5%.

Кроме обращения в суд, вы можете договориться с бывшим супругом и заключить соглашение об уплате алиментов. Документ должен быть составлен в письменной форме, заверен нотариусом. При наличии соглашения судиться вы сможете лишь при нарушении его исполнения или существенном изменении материального положения. Также можно оспорить его, а после подавать иск о назначении алиментов.

  

Как доказать настоящую зарплату бывшего супруга, чтобы получать нормальные алименты?

 

В части установления размера алиментов на содержание ребёнка оптимально заключить письменное соглашение с последующим его нотариальным удостоверением.

Если супруг не идёт на такие условия, а также в случае его уклонения от уплаты алиментов или если размер выплачиваемых средств будет не устраивать другого супруга, то разрешение ситуации потребует обращения в суд с иском. Тогда порядок и размер алиментов будет определяться в соответствии с требованиями действующего законодательства (ст. ст. 80-81 СК РФ).

Если смотреть объективно на сложившуюся практику по таким делам, следует признать недоказуемым факт получения денежных выплат «в конверте». Взыскания производятся на основании документально зафиксированных сведений бухгалтерского учета работодателя и подтвержденных госструктурами, осуществляющими учет производимых отчислений (налоговая инспекция, пенсионный фонд, ФСС). 

 

Что делать если бывшему супругу задерживают зарплату и по этой причине Вы не получаете алименты?

  

Если Вы самостоятельно отдали оригинал исполнительного документа в бухгалтерию, то можете попробовать обратиться с жалобой в прокуратуру на работодателя или же в органы Роструда с целью проверки информации об отсутствии выплат заработной платы  длительный срок. Но лучшим вариантом будет, если Вы отзовете исполнительный документ и предъявите его для исполнения в службу судебных приставов, и взысканием алиментов будут заниматься непосредственно приставы. Они наделены рядом полномочий для этого, Вы же будете контролировать их работу и, возможно, оказывать посильную помощь. Плюсы такого предъявления:

  • в бухгалтерию предприятия будет направлена копия исполнительного документа, что исключает возможность утери оригинала;
  • судебные приставы в соответствии со ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» имеют право осуществлять проверку бухгалтерии предприятия, (в том числе привлекать к ответственности работодателя за неисполнение их законного требования), делать запросы в налоговые органы, органы Роструда и т. д.

Как показывает практика, мало какой работодатель лояльно относится к сотрудникам, привлекшим такие проверки. В случае, если, ситуация с задержкой зарплаты на самом деле имеет место быть на предприятии, должнику будет рассчитана задолженность и приняты меры к ее взысканию иными способами (арест денежных средств на счетах, арест и реализация имущества, запрет на выезд за пределы РФ и т. п.).

Можно ли получать алименты, находясь в законном браке?

 

Вы можете подать на алименты, прибывая в законном браке.

  • Размер алиментов от Вашего заработка не зависит.
  • Размер выплат составит ¼ от официально выплачиваемой заработной платы супруга.
  • Рассматривается у мирового судьи по месту жительства одного из супругов (истца или ответчика). Гражданское дело может быть рассмотрено в порядке приказного (упрощенного, без явки сторон) или искового производства до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.
  • Если муж будет согласен на добровольное исполнение решения суда, то выплачивать будет сам. В противном случае, средства будут взыскиваться в принудительном порядке путем вычетов из его зарплаты.
  • Вы можете заключить соглашение с мужем о выплате любых других сумм, но не в суде, а в органах нотариата.

  

Что делать, если бывший супруг объявлен в розыск и алименты не выплачиваются уже более 5 лет?

 

В настоящее время на территории Российской Федерации распространена судебная практика о признании должников по исполнительным производствам безвестно отсутствующим, в результате проведения розыскных мероприятий судебными приставам-исполнителями, осуществляющими розыск. Судами принимается во внимание факт проведения розыскных мероприятий в отношении должника по исполнительным производствам более года как основополагающий признак для признания лица безвестно отсутствующим или даже умершим.

Данный принцип закреплен в статье 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. К числу таких заинтересованных лиц относятся иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно ст. 276 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим, а также изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие.

 

Усыновление, опека, попечительство

 

В чем разница между усыновлением и опекой (попечительством)?

Как осуществляется временная передача детей в семьи граждан? Что для этого нужно?

Как усыновить ребенка? Что для этого нужно? Какие документы? Как их подавать? Как выбрать ребенка?

Кто может быть опекуном (попечителем)?


 

 

В чем разница между усыновлением и опекой (попечительством)?

 

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

 

Опека – это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

 

Попечительство – это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливается также в целях их воспитания и образования. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

 

Устройство детей под опеку (попечительство) не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

 

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

 

Как осуществляется временная передача детей в семьи граждан? Что для этого нужно?

 

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях).

 

Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.

 

Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев. При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.

 

Возраст, с которого возможна временная передача ребенка в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка.

 

При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.

 

Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

 

Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.

 

 

Как усыновить ребенка? Что для этого нужно? Какие документы? Как их подавать? Как выбрать ребенка?

 

Шаг 1Подготовка документов для получения заключения о возможности быть усыновителями  

Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. По вопросам готовности субъекта Российской Федерации к предоставлению государственной услуги в электронном виде гражданам необходимо обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

 

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства по месту своего жительства граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, при подаче заявления с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями должны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и предоставить следующие документы:

 

1) краткая автобиография;

2) справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

3) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

4) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие имеющейся или имевшейся судимости, уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также имеющейся неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления;

5) медицинское заключение медицинской организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

6) копия свидетельства о браке (если состоят в браке);

7) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

8) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

 

Документы, перечисленные в подпунктах 2 – 4 действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья – в течение 6 месяцев.

 

В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктами 3, 4 и 8 указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.

 

В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанные в подпунктах 6, 7 и 8, орган опеки и попечительства изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).

 

Орган опеки и попечительства дает разъяснения гражданам Российской Федерации по вопросам, связанным с усыновлением, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, а также оказывает содействие в подготовке таких документов.

 

Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня предоставления документов производит обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, в ходе которого определяется отсутствие установленных Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка.

 

При обследовании условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

 

В случае представления гражданином документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, сотруднику органа опеки и попечительства представляются также оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов на момент принятия решения о возможности граждан быть усыновителями является основанием для отказа в выдаче заключения о возможности граждан быть усыновителями.

 

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности граждан быть усыновителями указываются в акте обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка (далее – акт обследования).

 

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка. Акт обследования направляется (вручается) лицам, желающим усыновить ребенка, в течение 3 дней со дня утверждения акта. Акт обследования может быть оспорен лицами, желающими усыновить ребенка, в судебном порядке.

 

Орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов, на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о возможности граждан быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве лиц, желающих усыновить ребенка, либо решение о невозможности граждан быть усыновителями с указанием причин отказа.

 

Решение органа опеки и попечительства о возможности граждан быть усыновителями либо решение о невозможности граждан быть усыновителями оформляется в форме заключения.

 

Заключение о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

 

Вместе с заключением о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.  

 

Шаг 2. Подбор ребенка  

Постановка на учет в качестве кандидатов в усыновители граждан, желающих усыновить ребенка и имеющих заключение о возможности быть опекуном, выданное в порядке, установленном Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, осуществляется органом опеки и попечительства на основании заявления таких граждан и представленного ими заключения о возможности быть опекуном.

 

После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства предоставляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

 

Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, они вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по устройству детей на воспитание (региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), любого субъекта Российской Федерации, или в Министерство образования и науки Российской Федерации (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору.

 

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в усыновители, не требуется.

 

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства является заявление кандидата в усыновители с просьбой о подборе ребенка на усыновление и заключение органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем.

 

Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:

  • заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;
  • заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью; анкета гражданина содержит следующую информацию.
  • заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем.

 

Российский гражданин в случае выезда на момент оформления им усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года (на работу или по иным причинам), кроме документов, указанных выше, представляет следующие документы:

а) заключение об условиях его жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по прибытии в государство, на территории которого он проживает на момент оформления усыновления (удочерения), выданные компетентным органом этого государства;

б) копию лицензии (или другого документа, установленного законодательством иностранного государства) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

 

Документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен быть удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства российского гражданина либо нотариусом на территории Российской Федерации.

 

Документы принимаются к рассмотрению в течение года со дня их выдачи. Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.

 

Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

 

При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям. При согласии гражданина усыновить предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

 

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

 

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

 

Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

 

Кандидаты в усыновители имеют право:

  • получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;
  • обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок (приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации № 369, Министерства образования Российской Федерации № 641 от 25 декабря 1995 г. «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью». Такое медицинское освидетельствование можно осуществлять только при участии медицинского работника организации, из которой ребенок передается на воспитание в семью. Заключение о состоянии ребенка передается в руки кандидату в усыновители, а копию – представителю учреждения, в котором находится ребенок. В случае расхождения диагнозов государственного и независимого медицинского освидетельствования в течение 3-х дней со дня поступления заключения о здоровье ребенка, его документы необходимо направить в Министерство здравоохранения и социального развития).

 

Кандидаты в усыновители обязаны лично:

  • познакомиться с ребенком и установить с ним контакт (учитывая, что на судебное заседание орган опеки и попечительства должен предоставлять свое заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком, при первом знакомстве кандидатов в усыновители с ребенком или одном из последующих посещений ребенка должен присутствовать специалист по охране детства органа опеки и попечительства);
  • ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;
  • подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

 

При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка он может получить направление на посещение другого выбранного им ребенка.

 

В случае если в региональном или федеральном банке данных о детях отсутствуют сведения о ребенке, которого гражданин желал бы принять в свою семью, гражданин вправе подать письменное заявление с просьбой о продолжении поиска ребенка.

 

Соответствующий оператор не реже одного раза в месяц письменно уведомляет гражданина о поступлении (непоступлении) новых анкет ребенка, содержащий сведения, которые соответствуют пожеланиям гражданина.

 

Гражданин в 15-дневный срок со дня получения такого уведомления может ознакомиться с новыми анкетами ребенка. Указанный срок может быть продлен, если гражданин в 15-дневный срок со дня получения уведомления проинформирует соответствующего оператора об основаниях, препятствующих ему ознакомиться с новыми анкетами ребенка (болезнь, служебная командировка и др.).

 

Если гражданин, дважды получив уведомление о результатах поиска ребенка, оставшегося без попечения родителей, не явился для ознакомления с новыми анкетами ребенка, поиск ребенка для данного гражданина приостанавливается и может быть возобновлен на основании письменного заявления гражданина.

 

Гражданин обязан в 10-дневный срок письменно проинформировать соответствующего оператора:

  • о подаче им заявления в суд об установлении усыновления (удочерения) ребенка;
  • о принятии им решения об отказе от поиска ребенка и прекращении сведений о нем в государственном банке данных о детях.

 

 

Кто может быть опекуном (попечителем)?

 

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только:

·         совершеннолетие лица (достигшие 18-летнего возраста);

·     дееспособные лица (отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке, установленном статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации или об ограничении дееспособности гражданина в порядке, установленном статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

  • лица, лишенные (ограниченные) родительских прав (наличие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении (ограничении) его родительских прав (независимо от времени его вынесения);
  •  
  • лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  •  
  • лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
  •  
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
  •  
  • лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  •  
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  •  
  • лица, не прошедшие подготовки приемных родителей (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
  •  
  • лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;
  •  
  • лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи). Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения;

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией;

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения;

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения;

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм;

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы. 

 

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются:

  • нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) (если поведение лица, желающего стать опекуном (попечителем) ребенка нельзя назвать нравственным, то роль воспитателя подопечного ему доверить нельзя);
  •  
  • способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей (под способностью к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) следует понимать не педагогическую грамотность как таковую, а умение влиять положительным образом на развитие личности ребенка);
  •  
  • отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) (непременным условием успешного семейного воспитания служат добрые, доверительные, свободные от вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника, а также всей семьи, в которой проживает ребенок);
  •  
  • желание самого ребенка (в соответствии со статьей 57 Семейного кодекса Российской Федерации мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, по любому касающегося его вопросу должно быть обязательно учтено, в том числе оно должно быть учтено и органом опеки и попечительства).
  •  
  • бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.